Давид Дадунашвили: на импровизированный рынок в одном из корпусов АЗЛК продукты завозились тоннами
14.12.2004Над созданием криминальной драмы Олега Степченко трудились два художника-постановщика. Данила Духавин начал, а Давид Дадунашвили – продолжил и завершил. Опытнейший художник-декоратор, работавший над созданием множества известных картин (среди которых «ДМБ», «Брат-2», «Даун Хаус», «Одиночество крови», «Богиня: как я полюбила» и «Сматывай удочки») – Давид Дадунашвили в этом же качестве выступил и в «Мужском сезоне», однако очень быстро, в результате сложившихся обстоятельств, наконец-то дебютировал в качестве художника-постановщика.
– Давид, насколько было тяжело, начиная художником-декоратором, входить в картину уже в качестве художника-постановщика?
– Дело в том, что я был к этому готов не только на этой картине. Уже долгое время стать художником-постановщиком было моей целью… Но, конечно, не такой кровью. А поскольку у меня уже был достаточный опыт работы, то на роль художника-постановщика я перешел без проблем. Тем более, если говорить о «Мужском сезоне», я был в материале с самого начала съемок.
– А с какого объекта в «Мужском сезоне» Вы выступили уже в качестве художника-постановщика?
– Это были самые первые сцены в Управлении (начало августа, торговый комплекс «Три кита» – прим. ред. ).
– В своей работе уже в качестве художника-постановщика Вам пришлось использовать какие-то наработки Данилы Духавина?
– Дело в том, что в подготовительный период мы обсуждали некоторые объекты… Не на всю картину, конечно. Некоторые объекты импровизировались на ходу, поскольку по ним не было эскизов, а поэтому не было и никакой конкретики. Например, чуть ли не в последний момент у нас все-таки появился один из объектов, использование которого нашей съемочной группой долгое время было под вопросом. Но, в принципе, следовать чему-нибудь… Наверное, этого и не было. Единственно, это было Управление, которое мы решали сообща. Потом, конечно, конфигурация выставления стеллажей… да и весь интерьер Управления был изменен.
– Для режиссера Олега Степченко это была вторая картина. Над «Удочками» Вы также работали вместе с ним. Насколько менялось его отношение к декорациям, если сравнивать «Удочки» и «Мужской сезон»?
– Ведь по своему образованию Олег Степченко и сам художник-постановщик, и поэтому он хочет видеть свою картинку. Да, иногда между нами возникали какие-то трения, но я изначально для себя усвоил одно: надо непосредственно вести разговор с Олегом Степченко. Обсуждать мельчайшие детали декорации даже без каких-то зарисовок, а хотя бы на словах. Главное, осуществить то, что он хочет увидеть. Благодаря этому в последствии и не возникает никаких вопросов, вроде, а почему это сделано именно так. Потому что режиссер уже изначально в курсе, почему декорации именно такие, а не другие.
– Точно также Вы работали с ним и на «Мужском сезоне»?
– Да. Я непосредственно все вопросы решал именно с Олегом.
– Насколько я понял, сложностей как раз и доставляло то, что по своей специальности Олег Степченко является художником-постановщиком?
– У меня даже был такой переломный момент, когда мне показалось, что просто морально устал. Но потом я понял, что трения между режиссером и художником-декоратором или художником-постановщиком – это нормальный творческий процесс.
– А насколько декорации «Мужского сезона» были тяжелее декораций «Удочек»?
– Намного, конечно. Хотя на «Удочках» мы, например, одиннадцать суток провели на лодочной станции, декорируя ее для съемок. Если посмотреть, то может показаться, что там ничего такого особенно сложного нет. Но вот эта мелочь, которой очень сильно насыщен кадр, занимала огромное количество времени. Например, доллары, которые по сценарию сушились под потолком. Их сначала надо было развешивать, потом убирать, потом опять развешивать. А каждый раз перед развешиванием их надо было еще и помочить в воде…
– Давид, Вы сказали, что все-таки декорации «Мужского сезона» были сложнее декораций «Удочек». А по какой причине? Потому что фильм другого масштаба или просто изменились требования Олега Степченко?
– Требования, конечно же, возросли. К тому же он хотел собрать профессиональную команду.
– Давид, а какой объект на «Мужском сезоне» можно назвать самым тяжелым?
– Наверное, все они были тяжелы каждый по-своему. Потому что нам приходилось и сутками работать, и оставаться допоздна.
– А это правда, что Вам и Вашей команде пришлось провести несколько ночей на глубине 70-ти метров, декорируя подпольный завод по производству и фасовке наркотиков?
– Да, мы спали как раз на тех самых нарах, которые нами же и были сооружены для рабов этого мини-завода.
– И сколько ночей Вы провели в этом месте?
– Двое суток мы вообще не поднимались на поверхность.
– А насколько тяжело было работать в таких условиях?
– Меня начали пугать этим объектом еще заранее. И когда я первый раз приехал туда, я действительно не оказался от него в восторге, потому что нас очень сильно поджимали сроки, а работы там было очень много, именно поэтому нам там пришлось и ночевать. А потом – ведь там очень большое расстояние от шахты лифта до самого объекта, и все приходилось перевозить своими силами, все эти груды металла и прочий реквизит.
– Сколько же человек было в Вашей команде на «Удочках» и в «Мужском сезоне»?
– Пять человек работали над «Удочками» и пятнадцать над «Мужским сезоном». Хотя изначально на «Мужском сезоне» тоже было пять человек, но это не соответствовало масштабу фильма.
– Давид, хотелось бы узнать: а продукты на импровизированный рынок, устроенный в одном из корпусов завода АЗЛК, завозились тоннами?
– На самом деле, да. Потому что в «Газель» вмещается полторы тонны, а там таких «Газелей» было очень много.
– И какая судьба была у этих продуктов?
– Многие продукты испортились, поскольку съемки проходили не один день. А потом там падали горящие машины... Что-то сгорело, что-то пропало, а что-то было просто растоптано.
– Давид, как раз возникает вопрос: кто декорирует объект, понятно, кто убирает декорации – тоже понятно, а вот кто его потом убирает?
– Как правило, администрация договаривается со специальными людьми и службами, которые выполняют эту работу. Ведь работа постановщика заключается в том, чтобы поставить или построить декорации, а не убирать мусор, оставшийся после съемок.
Организовать корпоратив на день Строителя в Москве с организатором.