Арнис Лицитис о роли киллеров в кино
Заслугами сценаристов и режиссеров образ киллера в кино очень часто покрывается романтическим флером. По сути, являясь разбойниками с большой дороги, киллеры отождествляются с героями, а иногда даже и с борцами за справедливость. В большинстве случаев, конечно, положительный образ убийцы создается за счет того, что убивает он людей, без которых, видимо, наша земля стала бы чище. Давайте вспомним, как пример №1, как самого главного киллера среди всех киношных киллеров, Бессоновского Леона, которого исполнил французский актер Жан Рено. У того так вообще даже принцип был: не убивать женщин и детей. А банда сдвинутого на жестокости сотрудника полиции (Гарри Олдмэн) не вызывала никаких сомнений в том, что должна быть стерта с лица земли. Пример посложнее – это Феликс (Максим Суханов), герой фильма Александра Атанесяна «24 часа». Тот уже убивает не столь откровенных злодеев и за заработанные убийствами деньги мечтает отправиться на тропический остров где-нибудь в Тихом океане, тогда как Леон о деньгах не думает вообще, выступая в роли чистильщика почти из филантропических побуждений. Еще можно вспомнить чернокожего киллера (исполненного Форестом Уитекером) из фильма «Дневник наемного убийцы», который хоть и собирается убить ни в чем не повинную женщину с ребенком, но имеет такую сентиментальную внешность, что назвать его хотя бы негодяем, язык не поворачивается. А когда он вместо той самой женщины убивает второго киллера, нанятого, чтобы подстраховать его, положительные эмоции бьют через край, и герой Уитекера сразу же предстает борцом за справедливость и защитником слабым, а не расчетливым преступником, который в принципе согласился выполнить заказ, устранив женщину и ее ребенка.
Теперь же мировой кинематограф пополнился еще одной ролью киллера. В фильме режиссера Олега Степченко «Мужской сезон. Бархатная революция» известный латвийский актер Арнис Лицитис исполняет роль наемного убийцы. Убийцы безжалостного и бесстрашного, могущего расстрелять милиционеров средь бела дня прямо посреди улицы – с одной стороны, но в то же время – сентиментального мужчины, в силах которого пожалеть несчастную девочку, вскрывшую себе вены в горячей ванне.
Сам Арнис Лицитис вот как отзывается о роли киллеров (и своей, в частности) в кино:
– Все зависит от того, как эта роль выписана. Если в ней есть какой-то интересный материал для актера, то тогда и зрителю будет интересно. В роли, которую исполняю я, есть основа, исходя из которой можно что-то лепить. Мы с режиссером пришли к выводу, что этот киллер – немножко странноватый человек. Когда я в Риге узнал о том, какую роль мне предстоит играть, я как раз подумал о том, что сыграть просто то, что была написано в сценарии – это было бы как-то не очень интересно ни мне, ни зрителю. А когда я приехал и сказал об этом режиссеру (Олегу Степченко – прим. автора), он тут же сказал мне: да, он должен быть каким-то странным. Но вот мы и попытались сделать его таким.
– А Вам не кажется, что в некоторых фильмах киллеры предстают такими своеобразными благородными разбойниками?
– Авторы ведь, в общем-то, талантливые люди, которые придумывают много интересного. И это ведь чем-то обосновано. Они нам как бы показывают, какой плохой этот окружающий мир и его стоит немножко подчистить, и что эти люди, оказывается, не самые плохие. Конечно, возможно, для какого-нибудь мещанина это не приемлемо, и он с этим не согласится, но мы-то понимаем позицию автора, что он хотел нам этим сказать.
Ну что же… Посмотрим, насколько сильно герой Арниса Лицитиса окажется охвачен внутренними противоречиями, однако, исходя из того, что он сказал, это скорее всего так. Ведь заметьте, в кинематографе нас не оставляют равнодушными только те киллеры, которые не отличаются жестокостью, а даже наоборот – оказываются чересчур нравственны для своего рода деятельности. Таким образом, можно предположить, что эта категория героев пополнилась еще одним – киллером в исполнении Арниса Лицитиса из фильма «Мужской сезон. Бархатная революция».