Сайт фильма "Мужской сезон. Бархатная революция"

Олег Степченко: На удочке успеха

Журнал Седьмой Континент, октябрь, 2004
Олег Рудаков
Фото: Рифат Юнисов

Еще когда Олег Степченко снимал клип на песню Аллы Пугачевой "Речной трамвайчик" и "Вечеринку" Децла, он мечтал делать кино. Сейчас Олег работает уже над второй картиной: за комедией "Сматывай удочки" следует криминальная драма "Мужской сезон".

У кинорежиссеров есть примета: нельзя стричься, пока не выпустил ленту в прокат. Дебютный фильм Олега Степченко "Сматывай удочки" выходит на экраны в октябре, но избавиться от длинных волос ему не удастся, он уже снимает вторую картину - "Мужской сезон. Бархатная революция". Путь к кино, которое сейчас Степченко считает своим делом, начался с рисования, сценографии и клипмейкерства.

С.К. Олег, кого Вы считаете своими учителями?
О.С. Мои учителя - солидные люди, профессора. Основатель Детгиза профессор Дегтярев научил меня точности и бескомпромиссности в творчестве. Другой мой учитель - Михаил Михайлович Курилко, художник Большого театра. Он говорил: "В Большом не экспериментируют, а ставят спектакли". Это для меня актуально, я считаю, что когда снимаешь кино, надо просто снимать. А экспериментировать можно в клипах. Был в моей жизни и Илья Сергеевич Глазунов. Он считал: чем больше людей против вас, тем вы сильнее. Если весь мир против вас, значит, вы сильнее всего мира. Он учил уважать врагов, но не бояться их.

С.К. Говорят, у него весьма специфичные методы обучения...
О.С. Учась у него в Суриковском училище, мы постигали совсем иную школу. Он любил провоцировать нас в жизни и тем самым провоцировал творчество.

С.К. Но теперь Вы - кинорежиссер, в этой сфере у Вас есть учителя?
О.С. Я считаю своими учителями и друзьями тех, с кем, может, никогда и не познакомлюсь. Но я вижу их работы, понимаю, о чем они говорят, и тем самым подпитываюсь энергетически. Например, Феллини. Я смотрел его фильмы и удивлялся, в чем загадка всей привлекательности этого безобразия. Потом начал раскадровывать их кадр за кадром. Увидел эту гигантскую работу: все мысли, чувства выявить, вытащить наружу, да еще так, что в этот театр начинаешь верить. Так же в своей простоте подкупает Тарантино.

С.К. Театральный художник, клипмейкер, кинорежиссер. Вы от скуки перевоплощаетесь?
О.С. Да-да. Раздвигается пространство, и появляется понимание другого порядка. Познал одно, переходишь к следующему, и каждый новый этап ведет за собой другие ходы. По-другому мне скучно.

С.К. Были достижения, которые позволяют Вам переходить на следующий этап?
О.С. У театра "Содружество актеров Таганки" висят афиши с моим именем - "Игроки", "Мы попали в западню" и т.д. Клип Децла "Кровь, моя кровь" занял первое место по количеству показов на МТV- 2600 раз. Я первым получил MTV Music Awards, опять же за клип Децла "Вечеринка". Есть просто удачные работы - "Речной трамвайчик" Пугачевой, по-моему, самый органичный в ее творчестве.

С.К. Почему раньше не доходило до кино?
О.С. Это сложно. Конечно, можно взять камеру и пойти делать кино, но для этого должны быть 1000 предпосылок, которые складываются в одну большую возможность. Первая - ты четко понимаешь, что хочешь. Вторая - ты можешь то, что хочешь. И так далее.

С.К. А когда Вам захотелось делать кино?
О.С. Как только клипы стал снимать, сразу начал думать. Шел сначала тривиальными путями типа "а возьмите меня в кино поснимать". Мои сценарии не брали. Приходили с предложениями снять сериал, но это снимать было просто невозможно. А сценарии утверждены, твое мнение никого не интересует.

С.К. Какой же фильм Вы хотели снять?
О.С. У меня были слезные истории - настоящие фильмы про любовь. Но когда начинаешь искать инвесторов и убеждать их в том, что это обязательно нужно снять, сам сомневаешься, а надо ли. Серьезные вещи должны быть своевременны, их надо пережить. А когда видишь современное наше кино, часто становится смешно. Ненастоящее выдается за чистую монету: "Сибирский цирюльник" - "исторический фильм" или та же "Бригада" - "серьезный сериал". Я уже в начале ленты понимаю: ничего оригинального там не будет. И в комедии "Сматывай удочки" я просто посмеялся над всем.

С.К. У каждого художника есть своя муза, Вы - не исключение?
О.С. Нет. Лет 12 назад я случайно познакомился со своей супругой Галей. До нее мои романы быстро заканчивались. И вот появилась женщина, с которой я почувствовал себя так, словно мы знаем друг друга лет сто. Галя сначала стала помогать мне в съемках клипов. Потихоньку сама освоила профессию стилиста, стала фотодиректором журнала "Молоток".

С.К. Она первой оценивает Ваши творения?
О.С. В основном. Я ведь абсолютно безграмотный человек. А Галя приводит все в божеский вид. Про "Удочки" она сказала: "Прикольно".

С.К. А как появилась идея сценария?
О.С. Спонтанно. Сел и написал сценарий недели за две. У меня было желание сделать что-то стильное, открытую комедию без эстетики "Бумеров" и "Бригад".

С.К. Чем Вам "Бригада" и "Бумер" не угодили?
О.С. Я вырос в Караганде, в Карлаге. И перевидал этих бандюков... Я просто так жил, ходил с пикой, дрался-резался. Одно время был даже "королем", ко мне обращались, чтобы решить какие-то проблемы. Но понял, что это - не мое, так жить нельзя. Я далеко уходил, занимался искусством, чтобы забыть напрочь этот криминал.

С.К. Когда писали сценарий, кого представляли?
О.С. Самое смешное, что не наших российских артистов. Я писал под западных звезд, но потом спохватился, что нахожусь-то в России. Судорожно стал искать нетипичных современных людей, не испачканных шлейфом предыдущих ролей и понял, что у нас нет школы, чтобы играть такие фильмы. Даже с теми актерами, в которых я верил, мне пришлось целый месяц заниматься, чтобы они почувствовали, что надо просто жить в определенной формации. Жить, не играть. А еще я взял несколько человек, которые и в жизни такие же, как у меня в сценарии.

С.К. С непрофессионалами сложно работать?
О.С. Напротив, их не приходилось ломать. А исполнитель одной из главных ролей Алексей Петрухин без конца шлифовал свою роль, я даже подшучивал над ним: "Прямо Киану Ривз какой-то!" У него же дурацкая роль, вот он включал дурака и работал под него.

С.К. Работа с известными актерами на съемках Вам запомнилась?
О.С. Жарков, Васильева, Кравченко, Судзиловская... С ними работать - одно удовольствие. Когда им ставишь задачу, они как дети перевоплощаются, играют и даже не понимают, что делают. Они просто на это мгновение становятся теми самыми людьми.

С.К. И все же у Вас остался в сценарии один голливудский актер...
О.С. Да, в роли босса. Долго шли переговоры с Тарантино, потом из-за проблем с американским актерским профсоюзом пришлось отказаться от кандидатуры Джона Траволты. Наконец дал согласие Майкл Мэдсен, и мы поехали снимать его в Голливуд. Долго с ним общались, пока роль делали, говорили о жизни, о судьбе. Как это часто бывает с хорошими актерами, когда ты смотришь на него в обычной жизни, ну он - никто, а стоит ему выйти на сцену - он тут же преображается, сияет и блещет энергией. Мэдсен оказался удивительным актером. Я ему просто ярко рассказал, что он должен сделать, он отключился и сделал абсолютно свою роль, но все в точку.

С.К. Что увидят зрители, пришедшие на фильм "Сматывай удочки", - легкую комедию?
О.С. Если смотреть ленту просто как игровое кино - бесшабашные приключения и приколы. Если взглянуть глубже - увидишь гораздо больше. Моя комедия несет заряд чувства времени, когда все перепутано - шрифты, числа, языки, смысл. Там столько переплетений, если все с умом распутывать, получится энциклопедия нашей жизни. Но в то же время это - приключения, экшн.

С.К. Чего ждете от премьеры?
О.С. Хотелось бы, чтобы фильм помог мне и моим друзьям, которые работали над ним, чтобы он понравился и чтобы мы сделали вместе еще не один проект.


Главная | Интервью



Сайт фильма "Мужской сезон. Бархатная революция" © FinS.ru
<<< Назад


10   ,